Справочник «Сюжеты»
Звево (или Свево, Svevo) Итало; настоящее имя Арон Этторе Шмиц
(1861—1928)
Итальянский прозаик и драматург. Родился в совершенно особой атмосфере космополитического и разноязычного австро-итало-еврейско-южнославянского города, в обеспеченной еврейской буржуазной семье, одним из семи сыновей. Его отец происходил из Австрии, мать из Италии (псевдоним писателя и означает итало-шваб, итало-немец). По образцу и настоянию отца обучался коммерции и немецкому языку в училище под Вюрцбургом. Затем продолжил учёбу уже в Триесте, увлёкся литературой и итальянским языком (который ни в виде литературного тосканского, ни в форме триестинского диалекта не стал для него родным и много лет вызывал нарекания литературных критиков). Однако в 1880 отец разорился, напрочь потерял здоровье, и будущий писатель начал самостоятельно зарабатывать на жизнь, служа в триестинском отделении Венского Юнион-банка. В 1898 он женился на итальянке из процветающей семьи торговцев, под влиянием жены перешёл в католичество, много ездил по делам лакокрасочной фирмы тестя за рубеж. Со второй половины 1870-х писал рассказы, с начала 1880-х — пьесы, сотрудничал с газетой «L’Indipendente», но всерьёз дебютировал романами — «Одна жизнь» (1892) и «Дряхлость» (1898). Оба были изданы за счёт автора, под псевдонимом, не нашли ни малейшего признания у критики и публики, комедии Звево не ставились, и автор на много лет отошёл от литературы.
В 1906 он познакомился и подружился с Джеймсом Джойсом, у которого брал уроки английского (Джойс преподавал его триестинским школьникам по методике Берлица). Джойс познакомил Звево с психоаналитическими идеями Юнга и Фрейда, но, главное, именно ему писатель в решающей мере обязан литературным признанием. Высоко оценив аналитику душевного мира в романах Звево. 1890-х, Джойс добился их перевода и издания во Франции, где критика встретила новое имя с большим интересом. Под воздействием Джойса и под влиянием теории Фрейда, чью «Интерпретацию сновидений» Звево начал переводить, написан его третий, наиболее известный роман «Самопознание Дзено» (1923); своеобразная романная трилогия, переполненная автобиографическими мотивами и так или иначе захватившая три десятилетия итальянской (точнее — триестинской, а шире — центральноевропейской) жизни на рубеже веков, составила ядро литературного наследия Звево. В 1925 Эудженио Монтале в миланской газете «Эзаме» откликнулся на «Самопознание» восторженной рецензией, напомнил читателям о двух давних романах Звево и настоятельно предложил издателям выпустить их повторно. Это привлекло к писателю внимание уже итальянской критики и публики.
В 1927 Звево выступил в Милане с развернутой публичной лекцией о Джойсе. В последние годы он работал над продолжением «Самопознания», оно осталось незавершенным. Давний и страстный курильщик, Итало Звево умер от остановки сердца через несколько часов после того, как был сбит на улице автомобилем.
Звево является одним из основных прототипов главного героя «Улисса» — Леопольда Блума.
Италия, 2011, Итало Звево
Италия, 2011.10.28, Триест. Итало Звево