Справочник «Сюжеты»
Рощин Михаил Михайлович
(род. в 1933)
Русский писатель и драматург. Довоенное детство Михаила Рощина прошло в Севастополе, в Крыму. Оно было счастливым и незабываемым. Наверное, поэтому он до сих пор так близко к сердцу принимает все, что там происходит. Другие впечатления детских лет были не столь радужными: война, эвакуация, эшелон, бомбежки навсегда оставили свой жестокий след в памяти. Спустя много времени, уже зрелым мужчиной, он напишет одну из своих лучших пьес под названием «Эшелон» (1975), где попытается воссоздать эти детские впечатления и рассказать о женщинах, которые с достоинством вынесли на своих плечах все тяготы войны.
После войны семья перебралась в Москву, откуда родом была мать. Жили дружно и весело на Рогожской заставе. Школьные друзья, оказавшись самыми верными и надежными, сохранились на всю жизнь. Когда мальчику было 16 лет, умер отец, оставив мать с тремя детьми. Все круто переменилось, и после окончания школы Рощин пошел работать фрезеровщиком на завод — он, старший, должен помогать матери, которую любил и боготворил всегда.
В 1953 Рощин поступил в Литературный институт имени Горького. В конце 1-го курса женился на любимице всего института Наталье Лаврентьевой, которая училась на выпускном курсе, и они решили уехать из Москвы работать в провинцию. Рощин перевелся на заочное отделение, и они оба стали литсотрудниками районной газеты небольшого приволжского города Камышина Сталинградской области, где строился в то время текстильный комбинат. Несмотря на загруженность в газете, Михаил Рощин продолжал писать и «для себя», и уже в 1956 в Сталинградском издательстве у него вышла первая книга рассказов — «В маленьком городе». В 1957 он вернулся в Москву, на свой курс, уже будучи автором книги и имея за плечами существенный опыт журналистской работы. В 1958 оканчил институт, и в это же время трагически погибла в автокатастрофе его жена.
В 1958—1960 Рощин работал редактором отдела очерка и публикации в журнале «Знамя», много ездил по стране, печатал; в 1960-1963 — редактор отдела прозы «Нового мира», которым руководил Твардовский; с 1965 по 1967 Рощин заведовал отделом литературы в редакции журнала «РТ» («Радио и телевидение»). В 1966 стал членом Союза писателей СССР.
Первая пьеса-комедия «Седьмой подвиг Геракла», написана в 1963 году, но поставлена только 25 лет спустя. Что же пугало строгих цензоров в этой комедии на мифологический сюжет? В ней рассказывалось о том, как Геракл пришел в якобы процветающую, благополучную страну Авгия - Элиду, провонявшую, однако, дерьмом никогда не чищенных авгиевых конюшен, в страну, где все подчинила себе богиня лжи Ата. Пьеса не теряет своей злободневности и по сей день.
В следующей пьесе — «Дружина» (1965) действуют захватившие в маленьком южном городке власть дружинники, своего рода «отряд особого назначения», который подменил собой милицию и как хочет расправляется с людьми: унижает, диктует нормы поведения и, потихоньку измываясь, убивает в людях все человеческое. Присвоенная власть опьяняет и дает ощущение вседозволенности. Изо всех сил ей пытаются противостоять молодые герои пьесы, приехавшие в город. Но косвенно эта ржа разъедает и их души, склоняет к тому или иному внутреннему компромиссу. «Дружина» до сих пор так и не увидела света рампы. Правда, в 2000 обе пьесы были опубликованы в двухтомнике избранных произведений Рощина.
Рощин начинал с пьес острых, социально значимых и в то же время пронизанных лиризмом. Этой высоко взятой ноте он не изменял и дальше. Однако ощутить себя автором театральным позволила ему только третья пьеса — сказка «Радуга зимой». В 1968 ее поставил в Ленинградском ТЮЗе З. Корогодский.
Не было, пожалуй, города в стране, где имелся бы драмтеатр и не шла бы пьеса «Валентин и Валентина». Она была необыкновенно популярна, с нее, собственно говоря, и началась слава драматурга Рощина. Первыми ее поставили почти одновременно, в 1971, «Современник» (режиссер В. Фокин) и МХАТ (режиссер О. Ефремов). По пьесе был снят и фильм (режиссер Г. Натансон, 1987).
Широко ставились помимо названных и пьесы «Старый Новый год», «Спешите делать добро», «Ремонт», «Муж и жена снимут комнату», «Перламутровая Зинаида», «Галоши счастья», не говоря уже о многочисленных инсценировках и авторизованных переводах. Дважды выходили отдельными изданиями сборники драматических произведений Рощина: «Пьесы» (1980) и «Спешите делать добро» (1984). Однако получилось так, что Рощин-драматург несколько затмил Рощина-прозаика. Он всегда продолжал писать повести и рассказы, и его книги «С утра до ночи» (1968), «24 дня в раю» (1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Южная ветка» (1982), «Чертово колесо в Кобулети» (1984), «Полоса» (1987), «На сером в яблоках коне» (1988), «Избранное» (1988) мгновенно расходились, становясь библиографической редкостью. Большинство из них посвящены молодым героям, становлению личности человека, вступлению в жизнь, конфликтам с далеко не идеальной действительностью и конечно же любви. Рощин потрясающе тонко пишет о любви, продолжая бунинскую традицию в русской литературе.
Рощин — человек деятельный и неуспокоенный. Вместе с А. Казанцевым он с 1993 стал издавать журнал «Драматург», а в 1998 они создали Центр драматургии и режиссуры. Рощин был одним из организаторов и на протяжении многих лет руководителем семинара молодых драматургов «Фестиваль в Любимовке». И самое главное — пишет, не потеряв вкус к этому занятию. В 2000 он закончил новую пьесу «Серебряный век», которая была поставлена в Театре имени Моссовета.
Рощин награжден орденом «Знак Почета» (1984), лауреат премии имени Станиславского (1999), премии Правительства Москвы (2002), премии имени академика Сахарова «За гражданское мужество писателя» (2003). Является членом Союза писателей Москвы, Союза театральных деятелей, Союза журналистов России.
Живет и работает в Переделкине (Москва).
СССР, 1981.03.30, Афиши на фасаде театра