Справочник «Сюжеты»
Гладков Федор Васильевич
(1883—1958)
Русский писатель. Родился селеЧернавка Саратовской губ. в крестьянской старообрядческой семье, в которой знали и ценили русские народные предания, былины, песни и сказки. С детства отличался любознательностью, хорошо учился в сельской школе, однако, обвиненный в «богохульстве», бежал в Екатеринодар, где был «мальчиком» в лавке, учеником в аптеке, наборщиком в типографии. В 1909 окончил Екатеринодарское городское училище со званием учителя начальной школы, работал в Забайкалье, куда были сосланы его родители. Жизненные перипетии, влияние творчества Горького, знакомство с ссыльными определили позицию Гладкова: ненависть к богатым и властным, сочувствие угнетенным (рассказы 1900—1902 «К свету», «Черкесенок», «После работы», «У ворот тюрьмы»). В 1905 переехал в Тифлис, где в 1906 окончил экстерном Учительский институт. Сблизившись с социал-демократами, по заданию РСДРП ездил в Ейск. За организацию забастовки портовых рабочих преследовался полицией, скрывался в Забайкалье. После публикации рассказа «Черносотенец» (1906) был приговорен к четырем годам ссылки в Верхоянском уезде.
С 1910 поселился в Новороссийске. В 1914—1917 учительствовал в прогимназии станицы Павловской на Кубани, участвовал в установлении советской власти на юге России. Во время белогвардейской оккупации — в большевистском подполье; добровольцем сражался в рядах Красной Армии. Заведовал отделом народного образования в Новороссийске, в 1920 назначен редактором местной газеты «Красное Черноморье». В 1921 переведен на работу в Москву, с начала 1920-х — один из лидеров группы пролетарских писателей «Кузница», с 1932 — член редколлегии журнала «Новый мир». В годы Великой Отечественной войны Гладков — корреспондент газет «Правда» и «Известия» на Урале. В 1945—1948 — директор Литературного института имени Горького в Москве.
Ранние произведения Гладкова (в том числе повесть «Удар», 1909, высоко оцененная Куприным), рассказывающие о жизни рабочих, крестьянской бедноты, каторжников и босяков, нередко отличались натурализмом «физиологических очерков» — в традициях русской народнической литературы, — и некоторой апологией «босячества» — в духе раннего Горького. Стремлением показать изнутри нравственные искания интеллигенции после поражения революции 1905—1907 на материале жизни политических ссыльных отмечена повесть «Изгои» (1913, опубл. в 1922; другое название «В изгнании»). Пафосом Гражданской войны одушевлены сочинения Гладкова конца 1910-х — начала 1920-х (рассказы «Единородный сын», другое название «Пучина», опубл. в 1917 Горьким в «Летописи»; «Огненный конь», 1923, пьесы «Бурелом», поставленная в 1920 Мейерхольдом; «Ватага», 1923), также тяготеющие к грубому жизнеподобию, «рубленому» языку и «коллективному герою».
У истоков жанра советской «производственной» литературы, активно поощряемой официозом и социалистической эстетикой, стоит роман Гладкова «Цемент» (1925, новая ред. 1930, окончат. ред. 1944), в котором подробно анализируемая «технологическая» проблематика восстановления цементного завода сочетается с метафорическим планом — показом сложного пути формирования, «цементирования» новой социальной и семейно-бытовой психологии и поведенческих принципов. Роман вошел в хрестоматийный ряд произведений советской прозы, был переведен на многие языки мира и вызвал серию подражаний. Литературные принципы, обозначенные в «Цементе», сам Гладков отстаивал в рассказе «Кровью сердца» (1928), а развивал, переходя от наставления «правдой жизни» к гротеску обличения, в сборнике «Маленькая трилогия» (1932, сатирические рассказы 1926—1930: «Головоногий человек», «Непорочный черт», «Вдохновенный гусь») и повести «Пьяное солнце» (1932). Стремление создать положительный образ социалистической действительности проявилось в рассказе «Новая земля».
Этапным в творчестве Гладкова явился второй производственный роман — «Энергия» (1932—1938; новая ред. 1947), написанный на материале возведения Днепрогэса и других строек пятилеток с той же, что и в романе «Цемент», «двухуровневой» задачей: дать документальную историю строительства и одновременно масштабную картину энтузиастического раскрепощения энергии масс. Резкая критика, в том числе языка первой книги романа Горьким, побудила писателя к неоднократной переработке произведения, которое автор так и не счел завершенным.
В 1941 Гладков опубликовал повесть «Березовая роща», посвященную проблеме сохранения природы, с образом ее бесстрашного защитника — старого учителя, просветителя и труженика — в центре. В военные годы Гладков писал злободневные рассказы и повести о работниках уральских оборонных заводов, в т.ч. эвакуированных ленинградцах (повесть «Клятва», 1944), о борьбе с врагами (повесть «Боец Назар Суслов», 1942). В горьковских традициях и в актуальном для советской литературы 1920-х — 1940-х жанре автобиографии «человека из народа» Гладков создал тетралогию о собственной жизни: «Повесть о детстве» (Государственная премия, 1950), «Вольница» (Государственная премия, 1951), «Лихая година» (1954), «Мятежная юность» (не завершена).
Оставил также литературные портреты многих общественных деятелей и писателей, в том числе Неверова, Серафимовича, Малышкина, Бажова, публицистические и литературно-критические статьи (сборник «О литературе», 1955).
Умер Гладков в Москве 20 декабря 1958.
СССР, 1963, Федор Гладков
Россия, 2008.06.21, Пенза. Федор Гладков
СССР, 1982, Федор Гладков
Россия, 2008, Федор Гладков