Справочник «Сюжеты»
Луначарский Анатолий Васильевич
(псевдонимы — Воинов, Анютин, Антон Левый)
(1875—1933)
Русский и советский политический и государственный деятель, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик, академик Академии наук СССР (1930).
Родился в семье киевского чиновника. Уже в гимназии, в 14 лет, познакомился с идеями марксизма и будучи гимназистом, руководил подпольной организацией учащихся киевских средних школ (200 человек), изучавшей сочинения демократов 1860-х и народников, устраивавшей маевки. В 1892 вошел в социал-демократическую группу (1892), работал агитатором в рабочем квартале Киева. Как политически неблагонадежный, не получил разрешения учиться в столичных университетах, поэтому уехал в Цюрих, где стал учеником философа-идеалиста, эмпириокритика Авенариуса. Там же познакомился с Аксельродом, Засулич, которые входили в марксистскую «Группу освобождения труда»; восхищался Плехановым, который приобщил его к изучению классической философии, а также работ Маркса и Энгельса.
В 1897 вернулся в Россию, был избран членом Московского комитета РСДРП, но вскоре был арестован и сослан в Калугу. Там он вместе с другими социал-демократами, особенно — с Богдановым, оказавшим на него сильное влияние, развернул пропагандистскую работу. Вновь был арестован, сослан в Вологду, затем Тотьму (1901—1903). После II съезда РСДРП стал большевиком. С 1904 — в эмиграции в Женеве, где включен в состав редакций газет «Вперед!» и »Пролетарий». В том же 1904 издал свой первый труд — «Основы позитивной эстетики». Считался крупным журналистом РСДРП; на III съезде РСДРП выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания, однако уже тогда у него возникли философские разногласия с Лениным, ставшие причиной отхода Луначарского от большевизма после участия в Штуттгартском конгрессе II Интернационала 1907.
Опубликовав в 1908 большой труд «Религия и социализм», стал основным теоретиком «богостроительства» — богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса (обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса). Луначарский полагал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и »вытекает из религиозных мечтаний прошлого».
В декабре 1909 стал одним из организаторов группы «Вперед!», действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для партийной революционной работы РСДРП. В своей работе «Мещанство и индивидуализм» (1909) пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина. В 1910—1911 принимал участие в работе фракционных партийных встреч и «школ» в Италии.
В 1912 отошел от »впередовцев», вошел в 1913 в состав редколлегии газеты «Правда». С началом Первой мировой войны определился как интернационалист, выступал против шовинизма в политике и искусстве. События 1917 застали его в Женеве, где, выступая на митинге 9 января, он утверждал, что «Россия должна сейчас воспользоваться бессилием правительства и усталостью солдат, чтобы с помощью революции произвести коренной переворот». После Февральской революции, оставив жену и сына в Швейцарии, вернулся в Россию, был делегатом первого всероссийского съезда Советов, начавшего работу 3 июня 1917, но 13 июня арестован Временным правительством, заключен в тюрьму «Кресты». Заочно избран в почетные председатели VI съезда РСДРП (август 1917). 8 августа освобожден из тюрьмы, введен в редакции газеты «Пролетарий», журнала «Просвещение». В октябрьские дни 1917 работал в составе Петербургского комитета РСДРП(б).
С октября 1917 и до 1929 — народный комиссар просвещения. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения. Во время Гражданской войны выезжал на фронты, вел агитацию. Много сделал для сохранения старых памятников архитектуры, культуры в условиях строительства «нового быта». Старался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, оградить ученых от преследований со стороны ВЧК. Тем не менее, был причастен к сносу части памятников культуры и созданию новых, посвященных деятелям революции и их предшественникам, путем переделки их из уже существующих. Был сторонником организации «философского парохода» 1922 (массовой высылки крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж), увольнениям старых профессоров из советских вузов по политическим мотивам. Бывший автором огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды, он не смог предотвратить и фактически санкционировал разгром старой Академии наук во имя создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию. Под его руководством советская система образования была переориентирована с получения знаний на политическую обработку новых поколений в духе коммунистической идеологии. Увязывавший оценку художественного уровня с социальными критериями произведений, активный деятель Пролеткульта, Луначарский стал одним из основателей теории социалистического реализма. Не всегда последовательный в своих взглядах и оценках, часто менявший их в условиях изменчивой конъюнктуры, он все же вошел в русскую культуру как оригинальный мыслитель, талантливый защитник реализма в культуре и искусстве, плодовитый агитатор и пропагандист, человек энциклопедических знаний.
С 1927 привлекался к дипломатической работе: был зам. руководителя советской делегации на конференции по разоружению. Возглавлял советскую делегацию в Лиге наций. В 1929 оставил пост наркома при назначении на должность председателя Ученого комитета при СНК СССР. С 1933 — назначен полпредом в Испанию, но по дороге заболел и вскоре умер (в Ментоне, на юге Франции).
Прах погребен в Кремлевской стене.
Наталья Пушкарева
В художественном наследии Луначарского заметное место занимают драмы. Первая пьеса Луначарского — «Королевский брадобрей» — написана в тюрьме в январе 1906 и издана в том же году. В 1907 появились «Пять фарсов для любителей», в 1912 — книга комедий и рассказов «Идеи в масках». Наиболее интенсивная драматургическая деятельность Луначарского приходится на послереволюционный период. Как писатель Луначарский был плодовит, но его стихи и пьесы бездарны и увидели свет лишь благодаря высокой должности автора. Интересна попытка Луначарского создать пролетарскую историческую драму («Оливер Кромвель» (1920), «Фома Кампанелла» (1922). Из других пьес Луначарского можно отметить драмы «Фауст и город» (1918) и «Освобожденный Дон-Кихот» (1923) — яркие примеры новой трактовки вековых образов, мелодраму «Яд» (1926), комедию «Вавилонская палочка» (1912), драматическую фантазию «Маги» (1919). Из художественных переводов Луначарского интересны переводы поэмы Ленау «Фауст», книги избранных стихотворений Петёфи и Мейера. Луначарский был соавтором ряда киносценариев. Так, в сотрудничестве с Гребнером им написаны «Медвежья свадьба» и «Саламандра». Луначарский — чрезвычайно плодовитый критик. Творчество Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Островского, Толстого и Достоевского, Чехова и Горького, Андреева и Брюсова нашло оценку в его статьях (важнейшие из них вошли в книгу «Литературные силуэты», 1923).
СССР, 1975, Анатолий Луначарский
СССР, 1965.11.23, Полтава. Анатолий Луначарский
СССР, 1975.11.23, Полтава. Анатолий Луначарский
Украина, 2000.11.23, Полтава. Анатолий Луначарский
СССР, 1975, Анатолий Луначарский
Украина, 2000, Анатолий Луначарский