Справочник «Сюжеты»
Ногмов, Ногма Шора Бекмурзович
(1794—1844)
Кабардинский просветитель, историк, филолог, поэт, общественный деятель. Окончив в Дагестане духовную школу и получив должность муллы, он отказался от материально обеспеченной жизни и поступил на службу в русскую армию. К такому шагу его побудило стремление посвятить себя просветительской деятельности, наукам и поэтическому творчеству. В те времена служба в русской армии была единственным путем к достижению этих целей. Образованность Ногмова, знание им многих языков привлекли к нему внимание командования Кавказской линии, которое использовало его сначала в качестве переводчика, а в 1824 он был назначен полковым писарем. В 1828 Ногмова был переведен в крепость Нальчик, где он преподовал русский и турецкий языки в аманатской школе. С 1830 по 1835 Ногмов находился в Петербурге, где служил оруженосцем в Кавказско-горском полуэскадроне. Принимая участие в польском походе, был награжден и произведен в первый офицерский чин — корнеты. В это же время он работал над грамматикой родного языка. Вскоре Ногмов был переведен в чине поручика кавалерии в Отдельный Кавказский корпус, дислоцировавшийся в Тифлисе. В 1838 Ногмов принял должность секретаря Кабардинского временного суда. И на этой службе он продолжал свою научную деятельность, собирал материалы для «Истории адыхейского народа». Кроме того, служба здесь дала ему возможность заниматься конкретными проблемами просвещения народа. Работая секретарем Кабардинского временного суда, Ногмов сделал много полезного для своего народа. Через это учреждение подбирались кандидаты в петербургская военные заведения, Кавказско-горский полуэскадрон. От его мнения зависело решение тех или иных вопросов. Он заботился о развитии экономики родного края, внедрении в хозяйство русских передовых методов земледелия, новых сельскохозяйственных культур.
Кроме «Грамматики», Ногмов составил «Кабардино-русский словарь», вобравший в себя более четырех тысяч слов. Серьезное внимание уделял также сбору национального-фольклора и работе над «Историей адыхейского народа». В 1844, подготовив к изданию свои труды, Ногмов прибыл в Петербург для их обсуждения в Российской Академии наук. Но, не успев сделать этого, скоропостижно скончался.
Широкую известность еще в дореволюционное время принесла Ногмову «История адыхейского народа». Она вошла в научный оборот в качестве важнейшего источника по истории и этнографии адыгов потому, что в ней содержались неизвестные и денные исторические, археологические, этнографические и фольклорные материалы. Первоначально труд Ногмова был опубликован отдельными отрывками под названием «О Кабарде» в газетах «Закавказский вестник» (1847) и «Кавказ» (1849), в полком же объеме он издавался в 1861 и в 1891. «История» Ногмова написана на основе народных исторических песен и преданий, пословиц, поговорок и других фольклорных материалов с привлечением печатных источников из «Истории Государства Российского» Карамзина, трудов античных, турецких и арабских авторов, а также сведений, почерпнутых из русских летописей. Она охватывает большой исторический период — с древнейших времен и до начала XIX века.
Сочинение Ногмова написано в жанре художественной историографии. Литературность ему придают не только живописно пересказываемые фольклорные сюжеты, но и сочетание делового стиля с художественным повествованием. Традиции художественной историографии, идущие от древнегреческого историка Геродота, сохраняются и в «Истории Государства Российского» Карамзина, на которую опирался Ногмов. Литературные черты «Истории» Ногмова объясняются и тем, что он был поэтом, что не могло не отразиться на повествовательном стиле его труда. «История» Ногмова — поэтическая энциклопедия адыгского народа, содержащая обширную картину его исторического прошлого. Однако научную ценность этого труда снижает не всегда критическое отношение автора к народным преданиям, нередко ассоциативное трактование фольклорных источников. Это связано с тем, что Ногмов не имел специальной подготовки и не всегда мог дать научную оценку используемым фольклорным материалам.
Научная деятельность Ногмова сочеталась с литературным творчеством. Талант Ногмова-художника слова проявился в создании своей оригинальной поэзии, переводах с других языков—арабского, турецкого и русского; поэтическая натура ученого наложила печать на его труды. Поэтическое наследие просветителя утеряно за исключением одного стихотворения-здравицы, сочиненного им в честь творческого сотрудничества с академиком Шегреном. Но о том, что Ногмов занимался поэзией, свидетельствуют его современники. Берже, первый биограф Ногмова свидетельствует о знакомстве Ногмова с Пушкиным и их творческом общении. «Рассказывают,— пишет он, — еще некоторые кабардинцы, лично знавшие его, что он познакомился с Пушкиным во время бытности его в Пятигорске, что Ногмов содействовал поэту в собрании местных народных преданий и что поэт в свою очередь исправлял Ногмову перевод песен с адыгейского языка на русский».
Россия, 1994.09.01, Нальчик. 200 лет со дня рождения Ногмова
Россия, 1994, 200 лет со дня рождения Ногмова