Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Андреев Леонид Николаевич
(1871—1919)

Андреев Леонид Николаевич(1871—1919)

Русский писатель. Родился 9 (21) августа 1871 в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт-Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1897. Сочинительством занялся еще в гимназии, но потерпел ряд неудач; устроился репортером в «Московский вестник», затем в «Курьер». В 1898 опубликовал рассказ «Баргамот и Гараська», в котором сказалось влияние Достоевского и Диккенса, чьи сочинения, по признанию самого Андреева, он перечитывал «раз десять», а также воздействие литературной манеры Чехова. «Баргамот и Гараська» привлек внимание Горького, который помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество «Знание», учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы XIX века.

В 1901 Андреев опубликовал свою первую книгу рассказов, куда вошли «Маленький ангел», «Большой шлем», «Ложь», «Молчание» и «Жили-были». Отмеченные реализмом, рассказы сборника подтвердили высокую оценку таланта Андреева Горьким, и он почти сразу стал литературной знаменитостью.

Хотя Андреев проявлял мало интереса к общественно-политическим вопросам, он оставался в горьковском ближнем кругу писателей до 1905. К этому времени относится большая часть его рассказов, в том числе «Смех», «Стена», «Бездна», «Мысль», «В тумане» и «Жизнь Василия Фивейского». Отвращение к ужасам войны отразилось в новелле «Красный смех», написанной во время русско-японской войны 1904—1905. Своей известностью после 1905 Андреев в основном обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса «К звездам» появилась в 1905, и до 1917 он издавал не меньше одной пьесы в год. В большинстве его драмы, такие, как «Жизнь человека» (1906), «Царь-Голод» (1907), «Черные маски» (1908), «Анатэма» (1909), «Честь» (1912), «Собачий вальс» (1914) и «Тот, кто получает пощечины» (1916), символичны в некоем нарочитом, показном смысле, определяющем их стиль, и со временем почти утратили всякую притягательность. Склонность Андреева к мистицизму и символизму отразилась и в его прозе. Среди написанных после 1905 рассказов сравнительно немногие принадлежат традиции реализма; большей частью они повествуют о сверхъестественном и призваны внушить читателю ужас перед непознаваемым. В противоречии с этой мистической тенденцией находятся исполненная психологизма реалистическая новелла «Рассказ о семи повешенных» (1908) и единственный роман Андреева «Сашка Жегулев» (1912). Из пьес Андреева особого упоминания заслуживает «Самсон в оковах» (1914), обычно признаваемый шедевром его драматургии, и две драматические сатиры — «Любовь к ближнему» (1908) и «Прекрасные сабинянки» (1912).

После большевистской революции 1917 Андреев перебрался в Финляндию, где пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» (опубл. 1921), свидетельствует об упадке художественного таланта писателя. Умер Андреев в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) 12 сентября 1919; в 1956 был перезахоронен в Ленинграде.


Словения, 1992, Марий Когой, «Черные маски»

Россия, 1996, 125 лет со дня рождения Андреева

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня