Справочник «Сюжеты»
Альтерман Натан
(1910—1970)
Израильский поэт. Писал на иврите. Родился в Варшаве. В Израиле с 1925. Окончил гимназию «Герцлия» в Тель-Авиве и затем учился в сельскохозяйственном институте в Нанси, Франция. Свое первое стихотворение Альтерман опубликовал в 1931. С самого начала творчество Альтермана развивается в двух направлениях. С одной стороны, Альтерман рано получил известность как автор популярных злободневных стихов, выражавших политические устремления ишува в борьбе против британских колониальных властей в 1930–1940, с другой — он выступает как утонченный поэт-лирик, один из признанных лидеров литературного авангарда своего времени.
В 1934 Альтерман начал систематически печатать свои политические стихи на страницах газеты «Ха-Арец», сотрудником которой оставался до 1943, когда перешел в рабочую газету «Давар», где вел еженедельную колонку, публикуя актуальные, часто сатирические, стихи. В них он выступал против британских властей, запрещавших репатриацию евреев в Палестину, поддерживал действия нелегальной алии и борьбу еврейского народа за национальное возрождение на родине. Многие из этих стихов стали неотъемлемой частью литературы, отражающей историю сионистского движения и Войны за независимость Израиля. Стихи, запрещенные английской цензурой, размножали и передавали из рук в руки. Альтерман написал немало стихов так называемого «легкого жанра», затем положенных на музыку и вошедших в репертуар эстрадных исполнителей и завоевавших популярность у слушателей.
Альтерман всегда в своем творчестве откликался на общественные проблемы Израиля. При всей духовной цельности Альтермана кажется, что совершенно независимо от его политического литературного творчества развивалась его сложная образная лирическая поэзия. Примкнув к группе поэтов-модернистов во главе с А. Шлёнским и развивая традиции французских и русских символистов, Альтерман стал одним из ведущих поэтов своего поколения. Стихи его отличаются виртуозностью и разнообразием ритмики, образностью, богатой звуковой аранжировкой и глубокой лирической проникновенностью.
Фантастический мир поэзии Альтермана основан на двух противоположных началах. Это, с одной стороны, — первобытная земля, потерянный рай, где царят изначальные силы природы в ликующем блеске цвета и звука; из этого мира поэт изгнан за неведомый первородный грех, но он не потерял надежды вернуться в это царство. С другой стороны, этой стихии противопоставлен современный город, мир технологии, механизированный, холодный и враждебный, проникнутый предчувствием катастрофы и смерти, но обладающий в то же время каким-то болезненным обаянием и зловещей привлекательностью. Все эти контрастные элементы ярко выражены в первом сборнике стихов Альтермана «Звезды на улице» (1938). В этих стихах уже заметен поиск просвета, путей разрешения конфликта. Одним из таких путей было утверждение существования закономерности во вселенной: порядка, симметрии, ритма, что воплощено и в структуре стихов Альтермана.
Поэма «Радость бедняков» (1941) ознаменовала новый период в творчестве Альтермана, связанный с обращением к древним источникам, элементам фольклора, к обрядовой традиции. Первобытный лес и вечный город заменены образами, взятыми из восточноевропейской еврейской традиции. В «Песни о казнях египетских» (1944) Альтерман дальше развивает свои идеи. Опыт еврейской истории он переносит на все человечество. Десять казней, поразившие Египет, толкуются как символ неизменной цикличности человеческой истории, проходящей в чередовании добра и зла, кровопролития и мира, разрушения и возрождения. Последний сборник стихов Альтермана «Город плача» (1957) передает мироощущение поэта в связи с двумя историческими событиями в жизни еврейского народа — Катастрофой европейского еврейства и возрождением Государства Израиль. В большинстве стихов этого сборника сохранены основные черты лирики Альтермана с ее яркой образностью и изощренной символикой.
К контрасту между современным городом и сказочным миром Альтерман возвращается и в последней написанной им поэме «Летнее празднество» (1965). Драматические произведения Альтермана включают «Киннерет, Киннерет» (1962), посвящен второй алие; «Гостиница духов» (1963), поэтическая драма о художнике; «Теорема Пифагора» (1965) о роботе, обладающем чувствительностью человека; и «Царица Эсфирь», 1966). Альтерман написал также ряд критических статей, собранных в книге «Последний слиток» (1968) и многочисленные стихи для детей.
Альтерман — один из самых значительных переводчиков мировой художественной литературы на иврит. Среди его работ — комедии Мольера, трагедии Шекспира, баллады Бернса. Собрание сочинений Альтермана в четырех томах вышло в 1961–1962.
Израиль, 1971, Сцена из спектакля «Гостиница духов»
Израиль, 1996, Натан Альтерман