Справочник «Сюжеты»
Казинци (Kazinczy) Ференц
(1759—1831)
Выдающийся венгерский писатель и общественный деятель, идеолог венгерского Просвещения. Происходил из знатной реформатской семьи, получил основательное и разностороннее образование. Был создателем и редактором первых в стране литературно-общественных журналов «Венгерский музей» и «Орфей», пропагандировал труды Гельвеция, Руссо, Вольтера, других вольнодумных мыслителей, переводил идиллии Геснера, «Мессиаду», трагедии Шекспира. При Иосифе II заведовал венгерскими школами. Политический радикализм Казинци связал его с «венгерскими якобинцами», стремившихся покончить с феодализмом и засильем Габсбургов. В 1794 он участвовал в антиправительственном заговоре, за что в 1795 был приговорен к смерти, казнь была заменена тюремным пожизненным заключением. После шестилетней каторги получил освобождение и поселился в своем имении Сейнхалом, ставшим центром литературной жизни Венгрии. В 1811 начал литературное и эстетическое движение, направленное на обновление венгерского языка и встретившее немалое сопротивление. Борьба имела отчетливый политический подтекст, поскольку речь шла не только об обогащении словарного состава языка (Казинци сам был автором многих неологизмов), введении в обиход понятий из области философии и политической теории, но и о формировании нового мышления, противостоящего феодальному консерватизму. Своих противников Казинци блестяще высмеял в сборнике эпиграмм «Шипы и цветы» (1811), а убедительные итоги многолетней работы подвел в трактате «Ортологи и неологи у нас и у других народов» (1819). Успешная реформаторская деятельность Казинци и его сподвижников способствовала развитию и обогащению языка художественной литературы. Национальная литература, как считал Казинци, должна развиваться, следуя лучшим зарубежным образцам. Этой цели служили его переводы произведений Мольера, Шекспира, Гёте, Шиллера, Лессинга, Виланда, Клопштока, Оссиана, Ларошфуко, Стерна, Цицерона, Анакреона, составившие репертуар созданного в 1790 первого в Венгрии профессионального театра. Поэтическое творчество писателя демонстрирует мастерское владение формой сонета, эпиграммы, эпистолы. Но подлинную литературную славу принесли ему две книги мемуаров – «Воспоминания моей жизни» (1828) и опубликованный посмертно «Дневник моего заключения». Характеры здесь выписаны с большой пластичностью и красочностью, а подчеркнутая стилистическая сдержанность скрывает глубокие переживания. Ярким документом эпохи является также составившая двадцать три тома переписка Казинци, отличающаяся обилием фактических сведений, богатством политических и эстетических идей.
Венгрия, 1990, Ференц Казинци
Венгрия, 2009, Ференц Казинци
Венгрия, 1990.07.18, Будапешт. Ференц Казинци