Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Цвейг (Zweig) Стефан
(1881–1942)

Цвейг (Zweig) Стефан  (1881–1942)

Австрийский писатель. Родился 28 ноября 1881 в Вене. Учился и получил докторскую степень в Венском университете. Много путешествовал по Европе и Индии, в последние годы Первой мировой войны присоединился к группе писателей, выступавших против войны. В 1928 посетил СССР, с интересом следил за успехами социалистического строительства. До 1934 Цвейг жил в Зальцбурге, затем, понуждаемый нацистами к эмиграции, переселился в Лондон. В 1940 стал британским подданным и в том же году переехал в США, где оставался до августа 1941, после чего перебрался в Бразилию. В отчаянии от неминуемой, как им казалось, победы нацистов 23 февраля 1942 супруги Цвейг совершили самоубийство в Петрополисе близ Рио-де-Жанейро.

В сборниках новелл «Первые переживания» (1911), «Амок» (1922), «Смятение чувств» (1927) Цвейг обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая (иногда с налётом мелодраматизма) сложные коллизии личной жизни героев. Социальное видение писателя обеднено, авторское отношение не идёт дальше сострадания к «маленькому человеку» и обличения уродливых буржуазных нравов. По колориту близок новеллам роман «Нетерпение сердца» (1939). Многочисленные произведения Цвейга отличаются изощренным психологизмом, особенно явственным в таких рассказах, как «Жгучая тайна» (1911), в литературно-критических работах «Три мастера: Диккенс, Бальзак, Достоевский» (1919), «Три автопортретиста: Казанова, Стендаль, Толстой» (1928), «Борение демонское: Гёльдерлин, Клейст, Ницше» (1925), в беллетризованных биографиях «Мария Антуанетта» (1932), «Мария Стюарт» (1935). Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто произвольно (иногда упрощённо) трактующие жизнь и деятельность исторические лица (например, Стендаля, Льва Толстого, Фрейда, Ницше), беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности: эссе об Верхарне (1917), Роллане (1921), цикл биографий «Строители мира» (1920—1928). Около 30 лет Цвейг работал над биографией Бальзака (опубликована в 1946). Пацифизм Цвейга выразился в драматической хронике «Иеремия» (1918), в панегирике Ромену Роллану (1920); биография Эразма Роттердамского (1934) обличает фанатизм и нетерпимость. Абстрактность гуманистических воззрений Цвейга особенно явственна в его воспоминаниях «Вчерашний мир» (опубликованы в 1944) и сборнике речей, эссе, критических выступлений «Встречи с людьми, книгами, городами» (1937). Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» (1938) и «Америке» (опубликованы в 1942) уже не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.


Австрия, 1981, Стефан Цвейг

Молдавия, 2005, Чеботари в роли Дафны

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня