Справочник «Сюжеты»
Эриа (Hériat) Филипп
(псевдоним; настоящее имя Раймон Жерар Пейель Payelle)
(1898—1971)
Французский писатель. Член Академии Гонкуров (с 1949). Оставив литературный факультет Сорбонны, в 1916 ушёл добровольцем на фронт. В 1921 под собственным именем опубликовал сценарий фильма «Эльдорадо». Снимался в кино, работал в театре. Романы Эриа 1930-х выдержаны в традициях реалистической прозы, хотя отягощены элементами натурализма («Невинный», 1931), формального экспериментаторства («Паутина поутру», 1933; «Зеркала», 1936). В романе «Испорченные дети» (1939) впервые возникает образ Агнесы Буссардель, порывающей с семейными традициями. В 1944 Эриа опубликовал роман «Семья Буссардель» — первый по фабульной хронологии в задуманной тетралогии, описывающий жизнь трёх поколений биржевых дельцов. Семейная хроника трех поколений биржевиков проецируется в романе «Семья Буссардель» (1944, 1-я часть и пролог ко всему циклу)на широкий экран европейской истории, взятой в ее кульминационных моментах — от занятия Парижа союзными войсками в 1815 до кануна 1-й мировой войны. Буссарделевкий расчет на бессмертие терпит крах. В ХХ веке это начинает ощущать их наследники, например Агнеса (роман «Испорченные дети» занял место 2-й части серии). В пору антифашисткой битвы мирок буржуазной семьи выглядел анахронихмом: Буссардели разминулись с героической судьбой страны. В странствиях Агнесы воплощена тема разрыва «якорных цепей», приковывающих ее к миру собственничества. Когда флаг с черной свастикой развевался над Парижем, началась новая жизнь Агнесы, проторившей путь в стан Сопротивления (3-я часть серии «Золотые решетки»). Чуждая буссарделевскому эгоизму и своекорыстию, она обрела свободу жить трудом своих рук, любить людей (4-я часть «Время любить», 1968). Тетралогия о Буссарделях — классический пример жизнеспособности критического реализма во французской литературе середины ХХ века. Эриа принадлежит также ряд пьес.
Монако, 1976, Эриа, Сюпервьель и Пирар