Справочник «Сюжеты»
Йейтс (Yeats) Уильям Батлер
(1865–1939)
Ирландский поэт, драматург, критик; деятель национально-освободительного движения. Один из величайших поэтов ХХ века.
Родился в Сэндимаунте (предместье Дублина) 13 июня 1865. Его отец, Джон Батлер Йейтс (1839–1922), был известным художником, членом Королевской Ирландской академии; мать – дочь купца из портового города Слайго на западном побережье Ирландии. В 1868 Йитсы переехали в Лондон, где родились младшие дети – два сына и дочь. Там юный Йитс посещал Годолфин-Скул. По возвращении в 1880 в Ирландию продолжил обучение в дублинской школе Эразма Смита, а затем в Столичной художественной школе и художественном училище при Королевской Ирландской академии. Именно тогда в нем зародился интерес к восточным религиям и оккультизму. Около 1886 Йитс завершает образование, решив посвятить себя целиком литературному творчеству.
Еще до очередного переезда в Лондон в 1887 Йитс начинает печататься в ирландских журналах. Первая публикация появилась в мартовском номере журнала Дублинского университета за 1885 – стихотворения «Песнь фей» и «Голоса». В течение последующих полутора лет там же и в «The Irish Fireside» увидело свет немало поэтических произведений Йитса. Драматическая поэма «Мосада» в трех сценах вышла в 1886 отдельной книгой. В Лондоне Йитс работал над составлением сборника ирландских народных сказок, опубликованного в 1888 под названием «Волшебные и народные сказки ирландских крестьян», и над первым стихотворным сборником «Странствия Ойсина» (1889). В 1891 вышел его двухтомник «Образцовые ирландские предания». В те же годы Йитс ярко проявил себя в деле ирландского национального возрождения, участвовал в создании обществ, призванных популяризировать старую и новую ирландскую литературу. Он участвовал в патриотических начинаниях, вступал в революционную организацию Ирландское литературное братство (1896).
Йитс завел дружеские связи со многими литераторами, в том числе с У.Моррисом, У.Э.Хенли, А.Саймонзом, Л.Джонсоном и Э.Даусоном; с некоторыми из них он создал «Клуб стихотворцев». Печатались эти литераторы в основном в журналах «Желтая книга» и «Нэшнл обсервер», издаваемом Хенли. В 1893 выходят «Кельтские сумерки» – первая книга Йитса; в 1894 – «Страна, желанная сердцу», возможно, самая известная из его пьес; в 1895 – сборник «Стихотворения», где представлены лучшие стихи, а также ранняя стихотворная драма «Графиня Кэтлин» (1892) и «Страна, желанная сердцу» – обе основательно переработанные. Выходом сборника рассказов «Тайная роза» и избранных эзотерических эссе «Десять заповедей и Поклонение волхвов» ознаменовался год 1897.
В 1897 зародилась идея создания ирландского национального театра. Его основатели – Йитс, Э.Мартин, леди Августа Грегори и Дж.Мур – сыграли важную роль в деле возрождения ирландского искусства и литературы, известного как Ирландское Возрождение. Спектаклем по пьесе Йитса «Графиня Кэтлин» 8 мая 1899 открылся Ирландский Литературный театр. В 1904 его коллектив приобрел дублинский Театр Аббатства.
Последующие десять лет Йитс отдавал почти все свое время художественному руководству Театром Аббатства, писал и ставил на его сцене пьесы. В эти же годы он свел близкое знакомство с молодым американским поэтом Э.Паундом, под чьим влиянием поэтический стиль Йитса стал еще более ясным и выразительным. Именно Паунд познакомил старшего товарища с японским театром Но и его стилизованной, пронизанной символами драмой.
21 октября 1917 Йитс женился на англичанке Джорджи Хайд-Лис, разделявшей его интерес к оккультизму. 24 февраля 1919 у писателя родилась дочь, Энн Батлер, а 22 августа 1921 – сын, Уильям Майкл.
В 1922 Йитса избрали сенатором Ирландского Свободного государства; на следующий год ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1928 Йитс вышел из состава сената по состоянию здоровья, а также из-за того, что сенат отверг его предложения по отмене цензуры и разрешению разводов. Несмотря на возраст и нездоровье, Йитс продолжил увлеченно работать. Он не только много писал, но участвовал в создании Ирландской литературной академии, делал передачи на радио и редактировал «Оксфордскую антологию современной поэзии» (1935). Умер Йитс в Кап Мартен (Французская Ривьера) 28 января 1939.
Поэтическое творчество Йитса обычно разбивают на два или три периода, границы их варьируются. Первый период приходится на 1885–1910, второй – на 1910–1939. Если в периодизации присутствует и третий период, то его ограничивают 1917–1939 или 1922–1939. После 1921 стиль поэта не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений.
В основе композиции поздних стихов и пьес Йитса лежит противопоставление тела и души, вечности и времени, искусства и природы, оккультного и земного, гаэлльской Ирландии и Ирландии первой половины ХХ века. Главное стилистическое отличие раннего творчества Йитса от позднего – это отсутствие в первом конфликта. Пристрастие зрелого Йитса к конфликту неразрывно связано с его любовью к театру. Чтобы пробудить в себе активность и таким образом выполнить жизненное предназначение, человек играет роль, надевает маску, созидает в себе личность. По Йитсу, для формирования «я» должно присутствовать и «анти-я», отличное от истинной сущности. В противном случае маска становится подлинным лицом человека.
Великобритания. Бернера, 1979, Уильям Йейтс
Ирландия, 1965, Уильям Батлер Йейтс
Ирландия, 1965, Уильям Батлер Йейтс
Ирландия, 1994, Уильям Батлер Йейтс
Ирландия, 2004, Уильям Батлер Йейтс
Коморские острова, 1977, Писатели — нобелевские лауреаты
Мальдивские острова, 1995, Уильям Йейтс
Парагвай, 1977, Медаль Нобелевской премии по литературе
Швеция, 2004, Уильям Йейтс