Справочник «Сюжеты»
Джойс (Joyce) Джеймс Огастин
(1882–1941)
Ирландский писатель. Родился 2 февраля 1882 в Ратгаре, пригороде Дублина. Учился в иезуитском пансионе (этот период его жизни нашел впоследствии отражение в «Портрете художника в юности»), но уже на искусствоведческом факультете Дублинского университетского колледжа познал материальные трудности, преследовавшие его и в зрелые годы.
Мятежное окружение способствовало закреплению бунтарских настроений Джойса. Однако его не привлекали политические и литературные движения, ставившие своей целью освобождение Ирландии. Он тяготел к общеевропейской культуре, чему немало способствовал его исключительный писательский дар. В 1902 Джойс ушел из семьи, бросил учебу и под предлогом изучения медицины поехал в Париж.
В 1904 Джойс возвратился на континент – на этот раз вместе с Норой Барнакл, родившей ему сына и дочь (официально она станет его женой в 1931). В течение многих лет Джойс преподавал английский язык в Триесте и Цюрихе – местах своей добровольной ссылки, ставших легендарными после запоздало пришедшей славы. Творческому становлению Джойса, как и многих других писателей того времени, помог американский поэт Э.Паунд – он содействовал в получении Джойсом разных субсидий и свел с людьми, которые помогли писателю обосноваться в Париже.
Джойс пережил Первую мировую войну в Цюрихе, туда же он с женой, сыном и внуком перебрался с началом Второй мировой войны. В последнем опубликованном письме, датированном 20 декабря 1940, Джойс благодарит мэра города за предоставленное его семье убежище сдержанно и с достоинством человека, знающего себе цену и свое место в литературе 20 в. Умер Джойс в Цюрихе 13 января 1941.
Первой увидевшей свет книгой Джойса стал поэтический сборник из 36 коротких стихотворений «Камерная музыка» (1904). По сути дела, это в высшей степени эстетская поэзия: над знатоком и ценителем Патера, прерафаэлитов, Верлена властвуют чары елизаветинской лирики; стихи грациозны и бесплотны, в них полностью отсутствует привязанность к лицам и обстоятельствам, без чего немыслимо зрелое творчество Джойса. Но с технической стороны они безупречны, и хотя содержательный диапазон их довольно узок, все с лихвой искупается изысканным, почти женственным поэтическим чувством. Сам Джойс, пренебрежительно называвший сборник «пригоршней пустяшных од», опубликовал, однако, впоследствии еще один, где стихов совсем мало, – «Яблоки по пенни за штуку» (1927).
Сборник из 15 скетчей или рассказов «Дублинцы» вышел в 1914. Некоторые из них незначительны, в других Джойс изображает жителей Дублина и городские ситуации. «Портрет художника в юности» (1916) в большой степени автобиографичен, о чем говорит уже название романа. Это произведение представляет собой переработку вполне сырого материала, сохранившийся фрагмент которого был опубликован после смерти писателя, в 1944, под названием «Стивен-герой». Написанный почти целиком в молодые годы, «Портрет» демонстрирует пластику и холодный анализ. В этом отношении он значительно превосходит «Изгнанников» (1914) – тоже во многом автобиографическую пьесу.
Но выдающееся место в истории литературы Джойс занял прежде всего благодаря «Улиссу» (1922), наряду с циклом романов Пруста «В поисках утраченного времени» самому новаторскому произведению ХХ века. Работая над «Дублинцами», Джойс сделал зарисовку, где некий мистер Хантер целый день бродит по Дублину, вызывая иронические ассоциации с героем гомеровской «Одиссеи». Согласно одной теории, которую разделял и Джойс, герой античной эпопеи – семит, и Джойс в какой-то степени соединил этот миф с легендой о Вечном Жиде. Так мистер Хантер превратился в Леопольда Блума, еврейского коммерсанта, а все случившееся с ним за один день в городе, для него одновременно и родном, и чужом, стало основой для тщательно воссозданной атмосферы дублинской жизни в «День Блума» – 16 июня 1904. Этому не слишком похожему на своего прототипа Улиссу Джойс дает Телемаха в лице Стивена Дедалуса: тот сходит со страниц «Портрета», дабы символически исполнить роль сына в поисках отца. Эту тему Джойс, по-видимому, счел важнейшей в «Одиссее» и увлеченно вводил ее в роман. И все же «Улисс», хотя и задуман как сложное многоплановое произведение, является прежде всего монументальным исследованием возможностей языка.
«Улисс» – это воссоздание одного дня. «Поминки по Финнегану» (1939), известные в течение долгого времени как «Текущая работа», Джойс писал на протяжении последних 15 лет жизни. Это подробный отчет об одной ночи или, точнее, о блуждании ограниченной мысли спящего человека в бесконечности мироздания. «Поминки по Финнегану» – очень длинная книга, написанная языком, в муках изобретенным Джойсом; этот язык соотносится с обычным так же, как бессознательные психические процессы – с сознательными. Книгу нельзя читать в привычном смысле этого слова. Однако она бесконечно интересна – особенно для писателей – как памятник единственной в своем роде титанической попытки ввести в язык новые формы.
Бельгия, 2000, Джеймс Джойс
Великобритания, 2007, «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»
Ирландия, 1982, Джеймс Джойс
Ирландия, 1991, «Травиата»
Ирландия, 2000, Портреты Джойса и Беккета
Ирландия, 2004, Шарж на Джойса
Ирландия, 2004, Джеймс Джойс
Никарагуа, 1995, Джеймс Джойс
Португалия, 2000, Писатели
Сент-Винсент, 2000, «Улисс» Джеймса Джойса