Справочник «Сюжеты»
Аристофан (Αριστοφάνης)
(ок. 450 – ок. 385 до н.э.)
Древнегреческий комедиограф, наиболее прославленный представитель так называемой древней аттической комедии, единственный, чьи произведения дошли до нас не только во фрагментах. Даты его рождения и смерти точно не известны, однако они с определенной степенью надежности устанавливаются по указаниям, имеющимся в его произведениях, а также по другим источникам. О жизни Аристофана, значительная часть которой прошла под знаком Пелопоннесской войны, сведений немного. Он был сыном Филиппа из филы Пандионы, из дема (округа) Кидатенайон. В позднем, но, вероятно, вполне достоверном источнике его матерью названа Зенодора. У Аристофана было по меньшей мере два сына, Филипп и Арар, оба комические поэты. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр, также комедиограф, однако мы не знаем, какое имя правильное, и возможно, что у Аристофана было четверо сыновей. В античности оспаривали афинское происхождение Аристофана. Некоторые авторы утверждали, что он появился на свет на Эгине, на Родосе или даже в Египте, однако сохранившиеся надписи свидетельствуют о том, что Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все обвинения в чужеземном происхождении следует считать либо шуткой, намекающей на принадлежавшее Аристофану имение на Эгине, являвшейся тогда клерухией, т.е. колонией, Афин, либо злонамеренной клеветой, которая исходила, по всей вероятности, от политика Клеона, главного неприятеля Аристофана. Однако, где бы Аристофан ни родился, он более любого другого греческого поэта остается афинянином до мозга костей, что проявляется и в темпераменте, и в языке, и в убеждениях. Аристофан написал сорок четыре комедии, авторство четырех из них оспаривается. До нас дошло одиннадцать комедий, а кроме того, почти тысяча фрагментов.
Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Первая из них, «Пирующие», до нас не дошедшая, была поставлена в 427 до н.э., когда поэту было немногим более двадцати лет. Вероятно, из-за молодости Аристофана в качестве автора выступал его друг Каллистрат, как и в случае двух последующих, утраченных комедий «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). За ними последовали «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422) и «Мир» (421). Последней пьесой завершился ранний период творчества поэта. Для этих комедий характерна необузданная политическая сатира. Первым из дошедших до нас произведений второго периода, более сдержанных и осторожных, являются «Птицы» (414), затем «Лисистрата» и «Женщины на празднестве Фесмофорий» (обе 411). Наконец, в 405 были поставлены «Лягушки». В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные перемены, свидетельствующие об упадке древней комедии и появлении новых форм. В «Женщинах в народном собрании» (392 или 391) уже намечены черты т.н. средней комедии, а «Богатство» (388) – в полном смысле образец этого жанра. Эта комедия и две последующие, не дошедшие до нас «Аэолосикон» и «Кокал» (обе 387), были, согласно легенде, подарены Аристофаном сыну Арару, чтобы составить ему имя в театральных кругах. В «Кокале» вводятся сюжеты соблазнения девушки и узнавания давно потерянного ребенка, вскоре ставшие непременными элементами новой аттической комедии.
Греция, 1987, Кристофер Незер в «Осах»