Справочник «Художники»
Маковский Константин Егорович
(1839—1915)
Русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма. Родился в Москве в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Брат художника Владимира Маковского. Учился в МУЖВЗ (1851–1858), где главным его наставником был Зарянко, а также в Академии художеств (1858–1863). Участник «бунта четырнадцати», был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870), однако с 1883 выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к «передвижникам», и к Академии. В 1876 посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже.
Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862), решенную всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из «народного быта», в том числе популярных «Детей, бегущих от грозы» (1872) и трогательный образ старого слуги «Алексеича» (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета («Оперный певец О.А.Петров», 1870; все – в Третьяковской галерее). Однако подлинный авторитет завоевал полотном «Балаганы на Адмиралтейской площади» (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ «всего Петербурга», как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от «злобы дня» темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию «салонного художника», наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат. Однако на деле искусство мастера было (подобно искусству «салонного» Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же «режиссерского» дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец. Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876, там же). В 1880–1890-е Маковский часто обращался к русской истории XVII в., написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб», которые имели шумный успех за рубежом («Поцелуйный обряд», 1895, Русский музей). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно «Минин на Нижегородской площади» (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне – в городском Дворце Труда). В поздний период пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы.
Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915.
СССР, 1963, Портрет Даргомыжского, опера «Русалка»