Справочник «Художники»
Ге Николай Николаевич
(1831—1894)
Русский художник. Родился в Воронеже в семье помещика. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847–1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Испытал большое влияние Брюллова и Иванова. Жил в Риме и Флоренции (1857–1869), в Петербурге, а с 1876 – на хуторе Ивановский в Черниговской губернии. Был одним из учредителей «Товарищества передвижников» (1870).
Известность ему принесла «Тайная вечеря» (1863, Русский музей, Петербург), сильные эффекты светотени, композиции и колорита превратили здесь евангельский сюжет (в духе нарождавшегося символизма) из религиозного канона в драму человеческой души, жаждущей обновления. Проявил себя и как портретист (остродраматический портрет Герцена, поражающий своим «живым» взглядом, 1867, Третьяковская галерея). В картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, там же) Ге выступил как реформатор исторического жанра, лишив драматический эпизод минувшего всякой официозности и придав ему психологическую остроту; тем самым он предвосхитил искания Сурикова и мастеров русского модерна.
С 1880-х Ге стал близким другом и последователем Льва.Толстого. Стремясь подчеркнуть «чисто человеческое» содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. В картинах «Что есть истина?» (1890) – с Иисусом Христом перед Пилатом – конфликт, сведенный к чисто нравственному противостоянию двух персонажей, впечатляет экспрессией красок и светотени. Мощная «протомодернистская» выразительность крупного, мерцающего мазка характерна для «Христа и Никодима» (1880-е годы) и «Голгофы» (1893; все в Третьяковской галерее). Образы «Распятия» (1892–1894; местонахождение одного из вариантов неизвестно, другой хранится в музее Д'Орсе в Париже) оказались у Ге столь безысходно-мрачными, что вызвали резкую критику церкви; политические же и религиозные вольнодумцы вешали репродукции с картин Ге на стену в виде своего рода «антиикон».
Параллельно мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Толстого за письменным столом (1884). В образе Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893; оба портрета в Третьяковской галерее), проступил дар Ге-пейзажиста (пейзаж вообще играет в целом ряде его произведений весьма важную эмоциональную роль). Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.
СССР, 1945, Александр Герцен
СССР, 1945, Александр Герцен
СССР, 1953, Лев Толстой в рабочем кабинете
СССР, 1957, Герцен и Огарев
СССР, 1962, Александр Герцен
СССР, 1930, Лев Толстой
СССР, 1990.12.13, Музей Белинского в Белинском