Справочник «Художники»
Пуссен (Poussin) Никола
(1594—1665)
Французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII века. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия (около 1622—1624, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 Пуссен — в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма, полотна в духе барокко, просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 1630-х. Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640—1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII. Интриги придворных художников побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода. Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии, использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве.
Лесото, 1993, «Эхо и Нарцисс»
Сент-Винсент, 1993, Вдохновение эпического поэта
СССР, 1971, «Танкред и Эрминия»
СССР, 1984, «Пейзаж с Полифемом»