Справочник «Художники»
Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)
(1483—1520)
Итальянский живописец и архитектор. Искусство Рафаэля, привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.
Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника. Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей»; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Рафаэля появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной. Славу Рафаэль приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504—1508, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена). В 1508 Рафаэль получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Рафаэль создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Рафаэлю удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509—1511) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэль над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—1516, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514).
В Риме достигает зрелости талант Рафаэля-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей. В римских мадоннах Рафаэля настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства. Самое совершенное произведение Рафаэля — «Сикстинская мадонна» (1515—1519, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них своим помощникам и ученикам, обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является «Преображение» (1519—1520, Ватиканская пинакотека).
Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520). В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Хотя Рафаэль и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца. Однако на наследие Рафаэля опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники академизма нередко выступали против Рафаэля, недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.
Аджман, 1972, Эней спасает своего отца
Аджман, 1972, Афинская школа
Аджман, 1972, Афинская школа
Аджман, 1972, Эней спасает своего отца
Аджман, 1972, Афинская школа
Аджман, 1972, Парнас
Аджман, 1972, Данте
Ватикан, 1965, Данте Алигьери
Ватикан, 1986, Пифагор и Гераклит
Ватикан, 2009, «Диспут»
Гвинея, 2007, Тони Эстанжо, Аристотель
Греция, 1977, Александр Великий на гробнице Ахилла
Греция, 1978, Афинская школа
Италия, 1960, Эней спасает своего отца
Италия, 1960, Эней спасает своего отца
Италия, 1992, Колумб, Гераклит и рисунки
Йемен (Северный), 1968, Афинская школа
Камбоджа, 1983, Данте, Гомер и Вергилий
Камбоджа, 1983, Группа поэтов
Камбоджа, 1983, Ученые и философы
Камбоджа, 1983, Группа поэтов
Коморские острова, 1977, Писатели — нобелевские лауреаты
Корея Северная, 1983, Афинская школа
Мальта, 1965, Данте Алигьери
Мальта, 1965, Данте Алигьери
Мальта, 1965, Данте Алигьери
Мексика, 1965, Данте Алигьери
Сан-Томе и Принсипи, 1983, Спор о таинстве причастия (Диспут)
США, 1974, Гераклит
Сьерра-Леоне, 1983, Диоген
Сьерра-Леоне, 1983, Пифагор, Парменид, Гераклит и Гипатия
Сьерра-Леоне, 1983, Афинская школа
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Три чудовища
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Папа Целестин V
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Паоло и Франческа
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Цербер
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте и Вергилий
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Фарината дельи Уберти
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Могила папы Анастасия II
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Кентавры
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Пьер делла Винья
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте, Вергилий и Брунетто
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Каиафа
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте и Вергилий
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Братья дельи Альберти
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Ноги Люцифера
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте, Вергилий и Катон
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Ангел
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Манфред
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Белаква
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Сорделло
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте, Вергилий и Висконти
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Божий дух
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Лия
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Эвноя
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте и Беатриче
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Устройство рая
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Эмпирей
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Юстиниан
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Раава
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Святой Франциск
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Каччагвида
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Птица душ
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Сатурн
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Иисус Христос
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Святой Петр
ФРГ, 1971, Данте Алигьери
Фуджайра, 1968, Бальдасар Кастильоне