Справочник «Художники»
Наттье (Nattier) Жан-Марк
(1685-1766)
Французский живописец. Принадлежал к известной в Париже династии художников, его отец портретист Марк Hаттье (1642—1705) состоял членом парижской Академии живописи и скульптуры, мать — миниатюристка Мари Корто. Получил художественное образование под руководством своего отца и в Академии художеств, совершенствовался копированием картин Рубенса в Люксембургском дворце и издал в 1710 сборник гравюр с этих картин. Был рано замечен Людовиком XIV и получил королевский заказ на исполнение рисунков и гравюр к «Истории Марии Медичи» (1700—1710). Позднее Наттье выполнял работы по заказу Петра I в Голландии и Париже. В 1713 за картину «Персей превращает Финея в камень» был принят в члены Академии и впоследствии состоял в числе ее профессоров. В 1718 он получил звание академика. Потеряв в 1720, из-за неудачной финансовой операции, почти все свое состояние, Наттье занялся исключительно портретной живописи и исполнил несчетное количество портретов членов королевской фамилии, представителей, в особенности же представительниц французской аристократии и выдающихся людей тогдашней эпохи. В 1730-х он был семейным художником герцогов Орлеанских. Благодаря успеху работ, показанных в Салоне 1737, Наттье завоевал популярность и стал фаворитом королевы, получив титул придворного художника. Портретные работы и сравнительно немногие исторические картины Наттье отличаются блестящим колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и вообще изяществом исполнения. Он специализировался на придуманном им самим так называемом «мифологическом» портрете, ставшем очень модным в то время. Он изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям. Руссо, один из наиболее ярких представителей Просвещения, демократ по происхождению и убеждениям, отмечая бессодержательность подобных портретов, восставал против картинных галерей, «заполненных многочисленными изображениями существ, не имеющих других достоинств, кроме факта своего существования». Большинство портретов Наттье гравировано лучшими из современных ему мастеров.
Россия, 2009, Екатерина I, Кунсткамера
Франция, 1967, Бомарше